Дистант – это больная со всех сторон тема: и для системы образования, и для родителей, и для детей. Но мы видим, что, действительно, некоторые менеджеры образования начинают нас готовить к тому, что будет либо дистант, либо продление каникул, либо что-то еще.
Продление каникул – это сама по себе довольно странная мера. Что дает продление каникул? Дети в это время перестают общаться? Их родители перестают общаться? Суть борьбы с эпидемией в том, чтобы, с одной стороны, провести вакцинацию, с другой — разделить потоки зараженных и незараженных людей с дальнейшей локализацией и лечением зараженных. Но продление каникул никак не ограничит детей в общении, как и их родителей. Я понимаю, что люди ищут различные варианты как-то решить проблему, но мне эти попытки кажутся странными.
Как выбрать между дистантом и очной формой? Считается условно, что дистант вроде бы в разгар пандемии сможет прекратить контакты, но такое возможно только в том случае, если все будут сидеть дома под замком. Обеспечить это невозможно. Дети посидят на дистанте – и пойдут общаться, потому что это дети, для них главный интерес – это общение, особенно для подростков, студентов. Общаться – их ведущая психологическая потребность, как и искать себе друзей. Посадить их под замок невозможно, но тогда пропадает сама суть дистанта. Разве что они меньше будут ездить в транспорте по учебным задачам, по неучебным же будут ездить точно так же. Дистант в качестве противопандемической меры работает только в режиме полного локдауна.
Конечно, очная форма обучения всегда лучше: учит не машина, учит человек. Младшие классы получают заряд энергии от учителя. Учитель на своем примере показывает им, как получать знания. В старшем возрасте они уже могут больше знаний, конечно, нарабатывать сами. К тому же школьники и так много доучиваются дистантно на разных учебных платформах, которых сегодня множество.
Но помимо собственно учебных критериев, есть еще такой критерий, как получение социальных навыков. Если ребенок сидит дома, он никогда не научится общаться с людьми, искать варианты разрешения различных ситуаций. Если представить себе доведенное до абсурда дистанционное обучение, еще и когда ребенок сидит дома под страхом пандемии, то это очень умный ребенок, который знает много формул, который может знать языки, но при этом, заходя в общественный транспорт, он не будет понимать, как ему встать, когда ему сесть, когда нужно уступить место. Заходя в магазин, он не будет знать, как выбрать товар, расплатиться и так далее. Это человек с большим объемом теоретических знаний, которые он не может использовать, потому что человек – существо социальное. Ему нужно общаться. Дети в общении учатся понимать, кто они такие, как жить с другими людьми вокруг, в какие разные ситуации ты можешь попасть и как найти выход из них. Это те самые soft skills, на которые потом компании тратят огромные средства, чтобы научить сотрудников коммуникациям. А мы, получается, детей в школьном возрасте этого лишаем. И дети не умеют распознавать эмоции, у них развивается депрессия на фоне того, что они не получают этого общения. Тем более если ребенок сидит постоянно дома с родителем на удаленке, но при этом они не общаются: родителю нужно работать. Ребенок получает родителя, который рядом, но не с ним. Это тоже большая психологическая проблема.
Идеального рецепта, конечно, нет. Есть опасность пандемии, есть опасность потерять детей психологически, получить потом роботов, которые не умеют общаться, из-за чего столкнутся с большим количеством сложностей в жизни. И во всем этом необходимо найти какую-то золотую середину.
Дистанционное образование: почему оно может быть опасно для детей