Аналитический центр «Рейтинг.Победа26» более полутора лет проводит ежемесячные исследования работы глав муниципалитетов Ставрополья в Instagram. Важность этого определяется эпохой глобального доминирования социальных сетей. Тем не менее, не все мэры понимают это и уделяют своим аккаунтам должное внимание. Одни стремятся найти собственный язык общения с аудиторией, другие подходят к работе формально, теряя позиции и связь с реальностью.
Что сегодня значит работа в социальных сетях? Можно ли её игнорировать? Как сделать её наиболее эффективной? Об этом в интервью рассказала политтехнолог, член комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью Алёна Август.
— Можно ли сегодня быть эффективным мэром, не заглядывая в Instagram?
— Если ещё существуют мэры, которые считают социальные сети чем-то неважным и ненужным, их надо увольнять за профнепригодность. Всем понятно, что сегодня без соцмедиа невозможно выстраивать коммуникацию с населением точно так же, как, к примеру, без такси, личного автомобиля или метро невозможно передвигаться по Москве. Это аксиома. Спорить с этим просто смешно.
— В условиях, когда мэров не избирают, а назначают, социальные сети становятся своеобразным заменителем электоральной опоры?
— Тем более это важно в ситуации, когда мэров не избирают, а назначают. Работает не прямая, а опосредованная система выборов. Надо понимать, что если простой житель территории оказался ограничен в своём праве выбирать мэра, даже если он до этого не ходил на выборы и не собирался начинать, то у него вполне естественно возникает некоторая неудовлетворённость. А любая неудовлетворённость превращается в агрессию. Она выражается в том числе в негативной оценке любого действия мэра, которого я, условный сантехник Иван Иванович, никогда не ходивший на выборы, теперь и не мог выбрать. Меня лишили этого права.
В этой ситуации социальные сети являются тем каналом коммуникации, где мэр может снизить направленный на него негатив. Он способен управлять повесткой.
— Для многих глав их аккаунты стали удобным инструментом, чтобы узнать о каких-то происшествиях, а заодно проверить качество работы своих подчинённых.
— К сожалению, не только мэры, но и депутаты разных уровней, и даже губернаторы зачастую ошибочно считают, что соцсети — это для того, чтобы на что-то реагировать. Хотя имеют в распоряжении Центры управления регионом и другие механизмы. Но это не совсем так.
Социальные сети — это прекрасный инструмент управления повесткой. Там можно выдавать новости, анонсы, нечто вроде инсайдов. Из первых уст это будет звучать гораздо более весомо, чем если об этом расскажут СМИ. Люди будут стремиться узнавать это. Обсуждаться будет именно то, что там написано. Поэтому лучше не просто реагировать на комментарии, но и управлять повесткой.
— Как складываются отношения с населением у глав, которые игнорируют социальные сети?
— Такие отношения с населением не могут считаться хорошо выстроенными. Даже если говорить о каком-то маленьком населённом пункте, где мэра и так каждый знает в лицо, то и там очень важно для оперативности представлять в социальных сетях свою работу, планы, ответы на вопросы. Даже просто обозначать своё мнение. Потому что и в малых городах люди зачастую общаются посредством социальных медиа.
— Насколько этот канал взаимодействия сейчас важен и почему? Многие, особенно пожилые люди и жители глубинки, всё ещё узнают новости из газет и телевизора.
— Это не совсем так. Мы сейчас даже в семьях быстрее узнаём о каком-либо важном событии чаще через соцсети, нежели по телефону. Чего уж говорить о людях, которые семьёй не являются.
Этот канал взаимодействия безусловно важен. Вставая с кровати, первым делом вы хватаетесь не за зубную щётку, а за телефон. Сейчас это важнее всего. У людей действительно есть зависимость от соцсетей, и от этого никуда не уйдёшь.
Сегодня каждая мало-мальски массовая социальная сеть куда важнее любых традиционных средств массовой информации. И для публичного человека жизненно важно присутствовать в этих соцсетях.
— Можно ли сказать, что люди своими лайками и комментариями в какой-то мере голосуют за управленческие решения мэров и могут влиять на них?
— Лайки и комментарии несколько различаются по своей природе. Поставить лайк гораздо проще, и зачастую люди делают это автоматически. Это не означает одобрительной реакции на пост или комментарий. «Гневающиеся» лайки тоже не всегда могут быть однозначно интерпретированы. Это может быть просто прикол и метка, что я это увидел.
А вот когда возникают комментарии, это гораздо более интересно и значимо. Потому что они требуют гораздо больших усилий. Это же надо несколько слов написать, как-то сформулировать свою мысль. А потом ещё отвечать на другие комментарии к своему комментарию.
Грамотные, профессиональные мэры понимают, что дискуссией, которая разворачивается в соцсетях, можно управлять. И делать это нужно умело, разыгрывая разговор как по нотам.
https://pobeda26.ru/stati/zachem-stavropolskim-meram-soczialnyie-seti