После того, как власти страны внесли Facebook* и Instagram* в список запрещённых в стране сайтов (запрещены в РФ, принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской, — прим.ред.) расклад в информационном поле изменился. Лидирующие позиции заняли «Вконтакте» и Telegram. Почему последняя соцсеть считается переоценённой, а ещё часто источником фейков? Об этом «Московская газета» поговорила с политологом Александром Асафовым и его коллегой Алёной Август
Все хотят Telegram?
Сегодня, кажется, не осталось ни одного органа власти, или ведомства, которое не вкладывалось бы в развитие собственного Telegram-канала. Один из последних примеров — государственная закупка на оказание услуг по информационному продвижению ресурса «Выставки достижений народного хозяйства» (ВДНХ) в этой соцсети. На эти цели власти готовы по потратить более 1 млн рублей.
Политтехнолог Алёна Август в беседе с журналистом «Московской газеты» сказала, что не видит ничего дурного в том, что госорганы инвестируют в Telegram-каналы.
«Количество пользователей Telegram выросло после того, как отдельные сети признали экстремистскими, — говорит Август. — Людям надо где-то общаться и узнавать информацию, поэтому все ринулись в соцсеть «Вконтакте» и Telegram. Да, проект Павла Дурова тоже развивается. Однако есть проблема — многим пользователям до сих пор непонятно, как сделать свои каналы популярными».
Политолог Александр Асафов не спорит, что Telegram стал частью обширной информационной среды. Тем не менее, он уверен: популярность этого сервиса никак не связана с тем, что в РФ ограничили деятельность определённых соцсетей.
Telegram — удобный канал общения и получения информации, — говорит Асафов. — Кроме того, с недавних пор всех пользователей можно верифицировать».
Накрутка и охват
И Александр Асафов, и Алёна Август согласны: среди критиков соцсети Telegram часто встречается мнение, что авторы Telegram-каналов «накручивают» подписчиков, а главное — не несут никакой ответственности за распространение недостоверной информации.
«Многие воспринимают Telegram-каналы как уникальный источник информации, — считает Асафов, — И свой путь Telegram начинал не как дублирующий канал коммуникации, а как источник политических инсайдов».
Политолог рассуждает так: поскольку Telegram — это новая среда, то, как и в любой новой среде, в ней происходят обычные явления: «там всегда есть жулики, мошенники и накрутки».
«Тут же источники фейков, — продолжает эксперт. — Однако не стоит забывать, что это целая информационная среда, которая влияет, в том числе и на реальные информационные процессы».
Плюсы и минусы
Ещё совсем недавно палитра социальных сетей, развлекающая россиян, выглядела иначе. Проект Дурова нельзя назвать новым, он занимал свою нишу и раньше.
Асафов вспоминает Telegram -канал «Незыгарь».
«Начинали с различных домыслов и каких-то конспирологических выводов. Впрочем, он (автор Telegram-канала «Незыгарь») в этом же жанре продолжает работать и сейчас, хотя сам Telegram прошёл большую эволюцию», — без каких-то ностальгических ноток в голосе продолжает рассказывать Асафов.
Политолог считает, что Telegram во многом переоценён. И, по его словам, речь здесь идёт про влияние и охват этого ресурса.
«Но сегодня эта соцсеть — канал доставки информации будущего. А «накрутки» существовали всегда. И в Facebook*, и в Instagram*. Telegram, как и все, тоже испытывает болячки информационной среды», — продолжает Асафов. — Тем не менее, эта социальная сеть эффективно развивается».
Telegram — будущее?
Собеседник «Московской газеты» Асафов не исключает, что проект Дурова — будущая экосистема.
«Я думаю, что, если не будет каких-то решений владельцев Telegram, направленных против российского государства, то эта площадка станет самой современной, самой удобной. А в будущем вырастет в экосистему, как и хотел её создатель. Он, конечно, думал, что соцсеть будет развиваться в других направлениях… Я про его проект криптовалюты «Тон». Но Минфин США её заблокировал».
Тем не менее, политолог признался, что он не относится к Telegram «с каким-то особым пиететом».
«Я не Telegram-энтузиаст. Но я и не Telegram -скептик», — говорит он.
А политтехнолога Алёны Август похожая точка зрения: «Если делать всё правильно, то у каждого губернатора должно быть своё представительство в соцсетях. Аудитория главы региона живёт везде. Она не может зацикливаться на чём-то одном. Например, на том же Telegram. Вижу, что некоторые пытаются «играть» в «Яндекс.Дзен». Но не у всех это получается. Сложно. Там от пользователей ждут тексты другого объёма и качества».
*— запрещены в РФ, принадлежат корпорации Meta, которая признана в России экстремистской.