Финансирование национальных проектов из федерального бюджета составит не менее 95 процентов, из региональных бюджетов на их реализацию направят от 1 до 5 процентов. Об этом заявил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров на заседании совета руководителей фракций «Единой России». По его словам, «в среднем, 97 процентов финансирования программ в рамках национальных проектов возьмёт на себя федеральный бюджет».
Напомним, президентом Владимиром Путиным поставлена задача по реализации 12 национальных проектов. В ближайшие шесть лет на эти цели выделят более 13 трлн рублей. По заявлению Макарова, задача депутатов разных уровней при обсуждении бюджетов — показать людям, как эти «огромные дополнительные средства трансформируются в решение тех вопросов, которые их волнуют». Ранее Владимир Путин поручил правительству России ежегодно при формировании федерального бюджета в приоритетном порядке направлять средства на финансирование национальных проектов. Кроме того президент потребовал обеспечить направление в приоритетном порядке дополнительных доходов федерального бюджета на реализацию нацпроектов.
По сравнению с маем 2018 года, социально-политическая атмосфера вокруг регионов РФ существенно изменилась, что связано, в том числе, с напряжением по поводу местных выборов, указывает политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук. «Поэтому дальнейшее экономическое давление на регионы, в том смысле, что они сами, из своих местных бюджетов должны будут реализовывать значительные объемы «майского указа», центр может признать опасным. Таким образом, принято решение, озвученное профильным комитетом Госдумы по бюджету и налогам, о том, что чуть ли не сто процентов финансирования по двенадцати национальным проектам «возьмет на себя федеральный бюджет», — сказал эксперт.
Он напомнил, что в «майском указе», подписанном президентом РФ сразу же после инаугурации, содержалось указание о разработке совместных, со стороны федерального правительства и органов власти субъектов РФ, программ на данных направлениях к 1 октября текущего года, а также изыскании дополнительных средств «из доходов федерального бюджета на реализацию нацпроектов». Поэтому сегодняшние заявления ответственных лиц и структур призваны стать отчетом за проделанную работу.
«Региональные бюджеты, естественно, не могут полностью остаться в стороне от реализации всех двенадцати национальных проектов, однако федеральный центр отдает себе отчет в их реальных возможностях на данный момент. В том же мае, когда подписывался указ, говорилось о том, что на его реализацию необходимо выделить 25 трлн руб. и при этом дополнительно «изыскать 8 трлн руб. Сегодня, как констатирует тот же профильный комитет Госдумы, для этих целей уже выделено 13 трлн руб., что недотягивает до установленной ранее суммы. Однако с этими деньгами уже можно и нужно что-то делать, так как федеральная власть должна оперативно демонстрировать населению: планы осуществляются поступательно, последовательно, как и было задумано», — утверждает Трофимчук. По его мнению, можно сказать, что «это уже не социальный вопрос, а прямо политический», поэтому даже если от центра потребуется финансирование нацпроектов в стопроцентном объеме, он пойдет и на это.
«В самих регионах, безусловно, и до сих пор можно найти деньги на финансирование «майского указа», причём в полном объеме. Однако для этого буквально каждого местного чиновника и связанных с ним бизнесменов пришлось бы пропустить через антикоррупционный фильтр», — резюмировал Трофимчук.
Эксперт по коммуникациям Алена Август подтвердила, что национальные проекты требуют серьезного финансового обеспечения: «Понятно желание федерального центра аккумулировать и контролировать эти немалые средства. Для многих регионов же даже 5-10 процентов финансирования могут стать серьезным испытанием — далеко не все регионы у нас в «финансовом шоколаде». Другой вопрос — не только финансовый контроль в плане пресловутого освоения денег (сам термин уже приобрел негативный оттенок), но и контроль качества исполнения проектов. Важно на деле показать и доказать людям, что деньги пошли на нужное им дело. Ведь любые средства — федеральные ли, региональные ли — это средства народные, других денег в бюджете нет».
Между тем, политолог Наталия Елисеева опасается, что новые национальные проекты имеют все шансы пойти по пути майских указов, которые не были выполнены в полном объеме. «Необходимость нацпроектов никто не оспаривает. Они нужные и здравые, не из рода фантастики. Но цена исполнения и структура исполнительней вызывает вопросы. Главный вопрос — что пострадает при финансировании проектов в регионах?», — сказал Елисеева. По ее словам, майские указы показали, что регионы не совсем готовы и не совсем понимают, как это все реализовать: «Безусловно, за это время были проведены кадровые изменения, которые впоследствии могут помочь в реализации данных проектов. Однако нужно понимать, что 100-% реализация этих проектов утопична. Какие-то сбои и проблемы будут в любом случае. По факту 12 национальных проектов являются хорошим вектором движения. Но, повторюсь, в регионах все будет зависеть от исполнителей и их готовности к ответственности».
Отметим, что в числе других национальных целей в президентском указе перечислены: рост населения РФ, повышение продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году и 80 лет к 2030 году, рост доходов граждан выше уровня инфляции, снижение вдвое уровня бедности, улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно, ускорение технологического развития России и ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира и обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции не более 4%, а также создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора.
http://irex.group/articles/ne-stanut-li-natsproekty-prigovorom-dlya-rossiiskih-regionov