Перейти к содержанию

Дети из сахара

 В России появилась новая подростковая субкультура — ванильные

В то время как взрослые решают эмигрировать им из России или бороться здесь за достойную жизнь, подростки уходят во внутреннюю миграцию.
По Интернету в последнее время гуляет видео-ролик, где симпатичная блондинка  объясняет правила, которые нужно выполнять, чтобы примкнуть к самой актуальной сейчас в России молодежной субкультуре.  «Главный атрибут — майка с надписью «I love NY». Признаваться в любви также можно Парижу, а особенно Лондону. Не важно, что ты  никогда там не бывал  и даже толком не представляешь, где эти города находятся.  Скупай все, на чем изображен британский флаг, и если одного предмета мало, то покупай больше и больше, и больше, и больше предметов с символикой Великобритании! Потом  налей  в большую кружку из Старбакса  кофе с корицей, закури сигарету с ментолом, сядь на подоконнике, смотри в окно. Желательно, чтобы на улице был дождь. Если туман или облака — тоже хорошо.  Мечтай,  а когда надоест,  громко  и проникновенно запищи: «Однажды все брошу и уеду в Париж!»,  —  смеется в клипе девушка на фоне обоев в  трогательный цветочек.
Это, конечно, пародия, но очень убедительная. Любовь к далеким и прекрасным странам, а также  к кофе, сигаретам, большим окнам, картинкам с котятками  и  к наблюдению за  атмосферными явлениями  различного рода лежит в основе  идеологии  наиболее  модной сейчас в России  подростковой субкультуры – ванильному движению.  Сами «ванильки»  уверяют, что  это движение не имеет аналогов на западе. Кстати, слово «движение» вообще не про них.
«Мы никуда не движемся, мы тихо сидим и субкультурой себя не объявляли. Нас неожиданно стало много, и окружающие люди придумали нам такое название. «Ванильки» – это в большей степени образ жизни: расслабленный, романтичный и  немного вялый. Кружевные воротнички, фильм «Ванильное небо», меланхолия, пледы», — рассказывает очень хорошенькая светловолосая 24-летняя Александра П., которая называет себя  генеральным представителем  ванилек в Московском регионе. Ванильные  не утраивают своих фестивалей и концертов, в отличие, например,  от эмо, они не эпатируют публику, наоборот, стараются быть гипермилыми. Настолько, что злопыхатели, которых у ванилек очень много,  называют девочек «сахарными бабами», а мальчикам отказывают  в принадлежности к мужскому полу, мол,  не может, «русский пацан» говорить через каждое слово «спасибо» и пахнуть шоколадом.
Ванильные общаются с себе подобными, главным образом,  в Интернете. Пристрастие к социальным сетям  — одна из основных характеристик этих персонажей. Многие из них  признают даже  с гордостью, мол, у нас Интернет-зависимость.  В социальных сетях сообщества ванильных достигают нескольких тысяч человек, у них свои Интернет-сайты.  «Эмо, готы, панки, металлисты – это вчерашний день. «Будущее за ванильными», — уверяет меня 17-летний  Игорь. Л.  Он начинал как панк, а потом понял, что у него  есть единственное политическое требование:  перенести столицу России в Нью-Йорк. И  стал ванильным. «Надоела грязь, хамство, вранье, борьба, протест. Хочется быть милым и пушистым, хочется тепла, нежности, надоело «париться», нужно жить для себя, видеть красивое и наслаждаться», — рассказывает Игорь.  На нем  теплый свитер кремового цвета, на запястье браслет с крошечным игрушечным мишкой.  На вопрос, почему ванильные так любят Нью-Йорк, он отвечает, что они скорее любят  то, что они про этот город  сами себе придумали. Большинство ванильных – никуда из России не уезжало.
«Это эстетское сообщество, мы любим все красивое, но не гламур. Для того, чтобы следовать этой субкультуре,  не надо много денег, наоборот, ванильные отрицают всякие «понты»: модные гаджеты, дорогие тряпки. Единственный ценный аксессуар –  профессиональный фотоаппарат. Настоящие ванильки выглядят  так, чтобы при взгляде на них хотелось улыбнуться,  уютно, мило, забавно», — рассказывает Игорь.
Как, например, его подруга, 15-летняя  Маруся С.. На ней  длинное серо-голубое платье,  угги,  большие  очки, тряпичная сумка через плечо, волосы забраны в неопрятный пучок. Для ванильки-«тру» чем больше «петухов» в пучке, тем круче.
Маруся  обитает в хрущевке  в Подмосковье в одной комнате с больной бабушкой,  но  воображает, что  живет в Париже. «Видели  фильм «Море внутри»? Так вот я нашла свой внутренний Париж  в Москве», — щебечет Маруся.  Кстати,  любимые фильмы ванильных: «Эффект бабочки», «Римские каникулы», «Париж, я люблю тебя» и, конечно, «Амели».
Для Маруси  героиня фильма «Амели» —  ролевая модель поведения. Маруся   записана  в клуб любителей французского языка,  встречается с друзьями исключительно в «Хлебе Насущном»  и носит  темно-синий беретик с надписью «Paris».  Еще одна отличительная особенность ванильных – это меланхолия.  Они не рыдают, собрав побольше зрителей, как эмо-киды. Скорее  тихо переживают несовершенство этого мира.  Ставят в социальных сетях статусы вроде «когда мне не хочется жить, я ложусь спать» или «детство сдохло, расплетаем бантики», или «она плакать давно разучилась, она слезу за смех выдает». По мнению психологов,  ванильные  для  представителей большого молодежного движения  подозрительно тихие, апатичные и милые.
«Молодежным движениям свойственно протестовать. Бунт  – это нормальный способ проживания переходного возраста.  Панки, готы, металлисты, хиппи и эмо – про протест. Они  что-то пытаются сообщить обществу. А  субкультура ванильных строится на эскапизме — уход от реальности в романтические фильмы, фантазии, виртуальное общение, грезы о прекрасных  и далеких  городах. Они аморфны и апатичны, пытаются совместно погрузиться  в выдуманный  уютный мир, где тихо, тепло и прекрасно.  Получается массовая внутренняя миграция подростков», —  удивляется психотерапевт Алена Август.
23-летняя «ванилька»  Полина Б. возражает: «У нас  тоже протест, только тихий. Не выходим на митинги и не бреем голову.  Не доставим вам такого удовольствия. Мы просто  не хотим «водиться» с вашим миром взрослых, у нас будет свой. Вот, что мы вам говорим». Полина регулярно постит в  сообществе для ванильных  смешные политические анекдоты,  следит за новостями и комментирует происходящее,  не стесняясь в выражениях, забыв, что она вроде как  в образе  нежной  и томной  девочки.«Ванилька» Александра рассказывает, что в детстве  она  была до неприличия патриотична: «Когда я была маленькой, я думала, что лысина Горбачева – это модель глобуса (родимое пятно у него на голове как будто напоминает материк), и поэтому он сам — «мировой» политик, как мировой, вселенский, разум. И неспроста он «достался» моей Родине». Сейчас Александра  политикой не интересуется, чтобы не расстраиваться и потому что «скучно и убого».
Алена  Август считает, что причина появления такой субкультуры  — отсутствие  веры подростков в то, что они могут что-то изменить в обществе.
«Дети очень тонко ощущают настроение в социуме,  они чувствуют, что происходит в их стране.  Им передается настроение  взрослых, родителей в первую очередь,   многие из которых полагают, что от их голоса ничего в  общественно-политическом укладе общества не измениться — нужно только паковать чемоданы и эмигрировать. Дети покинуть страну не могут, поэтому они уходят во внутреннею миграцию», — говорит Август.
«Плохо им тут, неуютно.  Отсюда пристрастие к  согревающим напиткам, пледам, теплым цветам в одежде.  Небрежный внешний вид,  отсутствие  модных гаджетов – нежелание  добиваться высокого социального статуса, они так как бы говорят: «не нужно нам все, что вы здесь предлагаете». Мягко, интеллигентно говорят, но отчетливо», —  размышляет  психолог  Мария Егорова.
Светлана Левикова, эксперт по молодежным субкультурам, профессор Московского государственного педагогического университета считает, что ванильные —  совершенно естественное явление в российском социуме. «Очень большая часть взрослых хочет отсюда сбежать, а детям бежать некуда, вот они и создают себе виртуальную реальность. Они защищаются, как умеют»,  —  говорит Левикова.Подготовила Дарина Шевченко

Московские Новости. Опубликовано 26 Ноября 2011 г.

http://www.mn.ru/culture/75970