Депутатам разрешат не рассказывать обществу, сколько они зарабатывают и куда тратят деньги. Не всем депутатам, но большинству. Так можно прочитать проект закона, который начинает рассматриваться в Государственной думе. К добру или к худу – рассуждают источники Царьграда.
Председатели комитетов по законодательству Госдумы и Совета федерации Павел Крашенинников и Андрей Клишас вносят в нижнюю палату парламента проект закона, который предлагает очень существенные изменения в системе государственного контроля за имуществом депутатов. По-видимому, депутаты региональных законодательных собраний и муниципальных собраний будут почти освобождены от необходимости декларировать свои доходы и имущество – в том случае, если они не получают в Думах зарплаты, то есть работают на общественных началах. Если это правда, то грядёт буквально революция в законах о представительной власти.
Как трудно было быть кандидатом
Законопроектом предлагается предусмотреть, что депутаты, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, подают декларации после избрания, а также если в течение отчётного года были совершены крупные сделки, превышающие общий доход депутата и его супруги (супруга) за три предшествующих года,
– сообщается на сайте Государственной думы.
Практикующие политтехнологи давно говорили, что выборы в российской провинции стали скучными с тех пор, как в них почти перестали участвовать местные «авторитетные предприниматели». Перестали же они это делать потому, что уже на стадии подачи документов в избирательную комиссию кандидат в депутаты должен полностью «разоружиться перед партией» – показать, сколько и где он зарабатывает и чем владеет.
В дальнейшем народный избранник должен подавать декларацию один раз в год. Разумеется, способы скрыться от всевидящего ока существуют – именно поэтому у многих формально неимущих депутатов обнаруживаются очень богатые и предприимчивые престарелые родители или взрослые дети (это важно – имущество и доходы взрослых детей и родителей можно не декларировать).
Но в целом необходимость показывать, что у тебя есть, очень смущает бизнесменов, решивших заняться политикой. Причём смущает сразу по двум причинам.
Во-первых, происхождением богатств могут предметно интересоваться правоохранительные органы.
Во-вторых, очень богатые люди во власти традиционно вызывают, скажем так, настороженное отношение у части избирателей – причём, как назло, наиболее активных избирателей.
Как трудно жить депутатам
Между тем с декларированием доходов и имущества депутатов не всё так просто – объясняют источники Царьграда в аппарате Государственной думы. Дело в том, что эта мера введена законодателем для того, чтобы контролировать возможную коррупцию. Ну в самом деле: вот чиновник, государев человек, получает зарплату, пусть и высокую, но размер её известен. Вот тот же чиновник приобретает дом, сад, завод, пароход, стоимость которого кратно выше его зарплаты за несколько лет. Смотришь в его декларацию – и всё очевидно. По крайней мере есть смысл спрашивать: откуда, мил человек, такое счастье на тебя свалилось?
Однако логика антикоррупционной «прозрачности» сбоит, если подающий декларацию и облечённый некоторой властью субъект сам ничего от государства не получает. Его реальные расходы, выходит, не с чем сравнивать. Требовать от него, чтобы он жил впроголодь, нигде не имел никакого дохода – нельзя. А требовать отчёта об этих доходах – до сего дня было необходимо.
Депутаты-бессребреники – отнюдь не редкость. Возьмём, к примеру, столицу нашей Родины город-герой Москву. Из 45 депутатов Мосгордумы зарплату получают только 18 человек (при этом «базовая» зарплата заместителя председателя Думы, например, составляет 230 тысяч рублей).
Средняя зарплата муниципального (городского или районного) депутата по России в 2021 году составляла 50–70 тысяч рублей (в городах-миллионниках зарплаты, конечно, были выше). Однако соотношение народных избранников, работающих «на освобождённой основе» (то есть зарабатывающих на жизнь именно работой депутата) и тех, кто зарплату не получает, – примерно такое же, как в Мосгордуме.
Подавляющее большинство депутатов муниципального уровня и больше половины депутатов регионального уровня в России работают бесплатно.
Во многих муниципалитетах на постоянной основе трудятся только порядка 10% депутатов, сообщает официальный сайт Государственной думы. Они должны получать зарплату где-то ещё. А декларировать свои доходы – так же, как государственные служащие.
Очевидно, именно об этом задумались законодатели, решившие облегчить депутатскую участь.
Во власти нужны новые лица
Но не только об этом. Комментируя свою инициативу, Павел Крашенинников сказал:
Для многих региональных и муниципальных депутатов обязательное ежегодное декларирование сведений о доходах, расходах и имуществе себя и своей семьи (супругов и несовершеннолетних детей) создаёт трудности при сборе необходимых документов. Из‑за этого сильные кандидаты – например, бизнесмены, знающие о проблемах в своей отрасли «на земле» и способные принести пользу в их решении на депутатском посту, – предпочитают не идти в законодательные органы.
Председатель комитета Госдумы, что называется, зрит в корень: декларации о доходах действующим депутатам неудобны, но сдерживающим фактором являются именно для кандидатов. Для тех, кто, имея силы и средства, решает для себя вопрос: идти ли во власть? Если декларирование отменить или, как предлагается проектом закона, очень сильно облегчить – кандидатов станет больше, и среди них будет больше, как говорят политологи, «ресурсных» – то есть попросту богатых.
Конечно, откровенных представителей преступного мира во власть в наше время не заманишь – на дворе не 90-е годы. Декларирование доходов и имущества один раз за время работы в органе власти – это всё равно декларирование. Но для очень многих «авторитетных предпринимателей» предложенное послабление может стать решающим фактором.
Политолог Сергей Марков считает, что в том, что касается проверок доходов и расходов, нужно принимать политические решения и проверять не всех подряд, а только «избранных»:
Нужно поддержать сокращение отчётности… Кто бандит, кто не бандит, знают все. И проверять нужно бандитов целенаправленно. Вот если кто связан с криминалом, его и надо проверять. На это должны быть политические решения.
Ни в администрации президента, ни в Государственной думе пока не видят в проекте нового закона возможностей для роста коррупции:
Кадровый резерв вырастет у всех политических партий, – замечают источники Царьграда, близкие к администрации президента. – И это должно радовать всех, кто занимается внутренней политикой. Потому что ситуация, когда «бизнес отдельно – власть отдельно» нам, на самом деле, не нравится.
Во-первых, потому, что депутаты и чиновники органов исполнительной власти – это всё-таки «животные разных видов».
Во-вторых, потому, что речь в законе идёт о людях, у которых источники дохода как раз есть – причём такие, которые позволяют им не нуждаться в депутатской зарплате.
Что с того?
Отношение профессионалов политических профессий к проекту нового закона можно назвать неоднозначным. Политический консультант Алёна Август указывает на важный аспект проекта нового закона, который, вероятно, не будет широко обсуждаться:
Может быть, это попытка защитить тех, кто работает в представительной власти, от нападок? Мы в условиях информационной войны, довольно жёсткой. И поднимать градус негатива было бы неправильно. А деньги – это всегда чувствительная история. Чем сложнее все живём, тем она более чувствительная. Но всегда стоит понимать, что, выигрывая что-то, ты что-то проигрываешь. Мы так долго говорили об открытости власти, что не хотелось бы жертвовать даже кусочком этой открытости.
Депутатам на местах, надо полагать, действительно станет легче. Меньше документов, меньше головной боли, больше времени и возможностей для содержательной деятельности. Выборы на местах станут гораздо веселее и демократичнее – в них примет участие гораздо больше «ресурсных», мотивированных на успех, имеющих собственный бизнес кандидатов.
Просто прекрасно скажется новый закон на политтехнологах: средняя стоимость избирательной кампании вырастет, конкуренция кандидатов будет означать для «специалистов политических профессий» много новых сезонных рабочих мест. Остаётся маленький, незаметный вопрос: точно ли от всего вышеперечисленного станет лучше избирателям? То есть, простите за грубое слово, народу? Обычным жителям наших здешних и тамошних мест?