В преддверии сентябрьских выборов даже самые закрытые омские политики завели аккаунты в соцсетях. «ДО» протестировал их на скорость реакции и узнал, стоит ли быть онлайн в период между избирательными кампаниями.
Интернет-активность представителей власти хорошо коррелирует с началом кампаний. Пять лет назад, накануне выборов мэра, в онлайн вышел даже далекий от темы смайликов и чатиков Вячеслав Двораковский. В последнюю губернаторскую кампанию кандидаты не ложились спать, не разместив хотя бы один пост в соцсетях. Очередная волна появления новых аккаунтов статусных пользователей охватила Омск этим летом, за пару месяцев до дня голосования.
Метод пабликов и лайков
Руководитель тренинг-центра Communicator Smart Trainings Леонид Смехов считает, что выход политика в публичное, в том числе онлайн-пространство, всегда таит в себе имиджевые риски. «Прежде всего необходимо определить цели и формат общения: будет ли аккаунт говорить исключительно о работе спикера или о проблемах и вариантах их решения, будут ли представляться агитационные материалы, допускаться вкрапления «личного». И, конечно, подразумевается ли дискуссия с гостями страницы», — рассуждает эксперт.
По мнению Смехова, все аккаунты представителей власти можно классифицировать на три группы: профессиональные, проблемные и «человечные». В профессиональных политик рассказывает о своих рабочих поездках, ежедневной повестке. «Как правило, в итоге получается достаточно безопасное с имиджевой точки зрения, но слишком формальное, безличное, оттого скучное повествование, — делает вывод Смехов. — Ну слетал на Камчатку, ну посетил военный городок, ну пообещал всем помочь. И что? Чем данный субъект отличается от других таких же безликих? Поэтому публика будет требовать шоу, устраивать баталии в комментариях и провоцировать спикера. Вывод: ведение страницы должно быть не совсем формальным. За текстом должен быть виден человек с позицией и конкретными, сформулированными мыслями».
Проблемные онлайн-страницы обычно появляются в преддверии выборов, когда депутаты вспоминают, что нужно напомнить о себе избирателям и заработать некий публичный капитал. «Аккаунт, в котором представитель власти обличает конкурентов, говорит о проблемах и с помощью публичных стараний совместно с избирателями пытается их решить, безусловно, привлекает внимание, но может повредить имиджу спикера, сделав его скандальным крикуном, — рассуждает автор классификации соцсетей. — Кроме того, посетители страницы будут задавать неудобные вопросы, вроде «А почему же вы тогда не сделали то-то и то-то, раз ругаете?» и пытаться переориентировать внимание на свои проблемы:
«А у нас в деревне бегают бродячие собаки, когда вы их прогоните?» Наконец, постоянное напряжение и фокус на проблемах быстро утомит потенциальных избирателей, и они перестанут читать тексты. Вывод: «горячие проблемы» привлекают внимание, но их нужно использовать точечно и остро».
Аккаунты типа «я — человек» при грамотном и умеренном подходе могут дополнить имидж политика, сделав его земным, человечным, повысить к нему доверие. «Короткие вставки о бытовых проблемах или темах, знакомых каждому (пробил колесо и долго менял в жару на обочине, посадил пионы в саду, и вот какие они выросли, починил велосипед соседским мальчишкам), окажут положительное влияние на имидж спикера, — уверен Леонид Смехов. — Вывод: политик с человеческим лицом — лучшее, что может быть в соцсети, но важно четко соблюдать рамки, темы и стиль».
Другокружение
Учитывая занятость местных представителей власти, которые помимо депутатских обязанностей имеют основную работу, было бы наивно верить, что все они собственноручно заливают фотографии в «Инстаграм», выкладывают посты в «Фейсбуке» и отвечают на комментарии «ВКонтакте». Помощники в этом деле необходимы.
Эксперты считают, что ведение своей страницы нужно доверить грамотному и ответственному специалисту. «Нужно либо его контролировать, либо заниматься аккаунтом совместно с ним, согласовывая все действия, — уверен Леонид Смехов. — На комментарии можно либо не отвечать совсем, либо отвечать редко и выборочно».
Специалисты отмечают, что статусные интернет-пользователи редко изучают основы SMM и предпочитают «с бухты барахты» заходить в интернет накануне выборной кампании. Политтехнолог Алена Август обращает внимание на то, что представители власти обычно не учитывают особенности аудитории в различных соцсетях, поэтому работа в онлайне лишь отнимает у них время, но не приносит должного эффекта.
«Аудитория школоты «ВКонтакте», скучающие тетеньки в «Одноклассниках» и все более расширяющаяся по возрастам и статусам аудитория «Фейсбука» разнятся по контенту и восприятию, — отмечает Август. — Большинство же политиков не особо заморачиваются и старательно постят одно и то же параллельно во всех пабликах».
Еще один просчет, который, по мнению экспертов, допускают онлайн-новички, — это принцип подбора друзей. Многие представители власти «дружат» исключительно с журналистами, активистами, представителями «Твиттер»-тусовки, свадебными ведущими, фотографами, видеографами. Другие добавляют всех подряд, включая Валю-носки ручной работы, Машу-горячий секс и Варвару-макияж, маникюр. Владельцы страниц, которые подходят под первый случай, могут рассчитывать на порцию упоминаний в СМИ, но такие аккаунты будут восприниматься как искусственные. Во втором случае политики не получат ничего, кроме насмешек журналистов.
Омские статусные интернет-пользователи, кстати, не всегда добавляют в друзья даже коллег по бизнесу и парламенту. В то же время среди них есть и похвально толерантные представители. Например, глава профсоюза омского нефтезавода Николай Донских даже дружит «ВКонтакте» с представителями оппозиции — депутатом Госдумы от ЛДПР Яном Зелинским.
«ДО» заглянул в аккаунты омских депутатов трех разных уровней: Горсовета, Заксобрания и Госдумы
Депутат Горсовета Игорь Антропенко сейчас баллотируется в Заксобрание. Его аккаунты есть в трех соцсетях — «ВКонтакте», «Одноклассниках», «Фейсбуке». В онлайне он появился накануне прошлых выборов в Горсовет и с тех пор исправно постит фото, публикует тексты, пополняет базу друзей.
В спокойный межвыборный период, правда, активность страницы Антропенко поутихла. В 2016-м, заявив о намерении пойти в Заксобрание, он нарастил обороты. Еще до появления идеи этого материала нам потребовалось связаться с Антропенко через его аккаунт «ВКонтакте». Тогда мы готовили ответы на вопросы читателей нашего сайта «Новый Омск». Один комментатор затребовал фотографию супруги Игоря Александровича. Редактор адресовал депутату эту просьбу в соцсети. Антропенко с достоинством прошел испытание, хоть и ответил лишь спустя 4 дня. В редакции «ДО» теперь имеется фото депутата с супругой и сынишкой.
Один из самых закрытых представителей омской власти — депутат Заксобрания и успешный предприниматель Владимир Седельников — накануне выборов зарегистрировался сразу в двух соцсетях. Самое интересное в его постах — это фотографии. Депутат, давший за весь публичный период своей жизни лишь одно интервью, предстает на снимках в совершенно несвойственном ему образе балагура, которого радуют дворовые клумбы, пакетированный чай и посиделки с ребятней. С бабульками-активистками он водит хороводы, с подростками чуть ли не сидит «на кортах», в компании стариков-мусульман, сняв обувь, примостился за национальным низким столиком с баурсаками и бешбармаком, с жителями частного сектора Старого Кировска пьет чай из пластиковой посуды… Можно только предполагать, каких усилий стоили ему все эти ролевые перевоплощения. Но фото в итоге получились интереснейшими. С такими снимками даже посты, написанные языком формалиста, кажутся чуть менее невзрачными.
Кандидат в депутаты Госдумы Олег Денисенко вышел в соцсети за несколько месяцев до губернаторской кампании 2015 года. Изначально политик завел собственный паблик «ВКонтакте», где в основном публиковались различные притчи. Затем Денисенко зарегистрировался в «Инстаграме», и уже после окончания выборов вышел в «Фейсбук» и «ВКонтакте». Самый интересный и живой из всех аккаунтов депутата — его «Инстаграм». Олег Денисенко умело чередует политические сюжеты с бытовыми. Здесь его можно видеть в омской маршрутке, во вьетнамках и трико, за завтраком в думском буфете, с праздничным тортом и питерскими пышками, в компании двух красоток, известных спортсменов, политиков и военных. Аккаунт Денисенко живой, разнообразный и яркий. Его можно бы бы назвать идеальным, если бы человек, ведущий «Инстаграм» депутата, периодически не соблазнялся женскими ягодицами в трусиках и не выражал им свое восхищение лайками.
http://newsomsk.ru/do/news/44386-kandidat_zaputalis_v_setyax_kto_agitiruet_cherez_v/
Мое мнение:
Соцсети для многих политиков стали данью моде на электронные коммуникации. Хотя, конечно, пример Навального — совсем не пример в этом смысле (другие мощные методы раскрутки и довольно подсдувшаяся в последнее время интернет-аудитории прежнего «бога оппозиции»). Тем не менее многим на необходимость работы в сетях — просто потому, что «так надо». Это хорошо видно по динамике активности представителей партий в Интернете — волнообразная активность хорошо коррелирует с заседаниями «штабов» и раздачей, извините, «люлей». Правда, мало кого учат при этом качественно работать с аудиторией, а ведь аудитория школоты «ВКонтакте», скучающие тетеньки в «Одноклассниках» и все более расширяющаяся по возрастам и статусам аудитория «Фейсбука» очень разнятся по контенту и восприятию. Большинство же политиков не особо заморачивается и старательно постит одно и тоже параллельно во всех пабликах. Конечно, при этом обеспечены лайки и без того лояльных сторонников, руководства и хоть какое-то внимание оппонентов.
Хочется при этом обратить внимание на то, что проведенное летом 2016 года комитетом по политтехнологиям РАСО исследование, основанное на экспертных оценках реальных политтехнологов-практиков, не подтвердило эффективность интернет-технологий в избирательных кампаниях. Пока же профессиональная аудитория с недоумением наблюдает за весьма странной кампанией в сети «Партии Роста», обсуждает вялые попытки других партий и одномандатников как-то «пускать камни по воде», но главное, о чем стоит помнить — клик в голос превращается далеко не всегда и с минимальным «выхлопом».