Основные идеи
- Флешмобы помогают нам почувствовать себя значимыми. Это персональная минута славы.
- Человеку всегда комфортнее в группе.
- Интернет и участие в различных акциях — способ самовыражения.
- Нам хочется быть похожими на знаменитостей, желая подражать им, мы участвуем во флешмобах.
Флешмобы вошли в моду около десяти лет назад. Через интернет люди договаривались о времени и месте встречи, собирались в общественном месте и в назначенный час совершенно неожиданно для прохожих начинали выполнять свою рутину — танцевать, петь или делать еще что-то необычное. Некоторые превращались в настоящее шоу, а их видеозаписи становились вирусными и быстро набирали популярность в интернете. Теперь флешмобы целиком перемещаются в Сеть. Физическое присутствие больше не требуется. С минимальным усилием мы получаем обратную связь от мира, подтверждение, что мы есть.
Психологи выделяют четыре основные причины, заставляющие людей принимать участие в сетевых перформансах.
1. Чувство собственной значимости
В основе любого флешмоба лежит официальная идея — привлечь внимание к проблеме, собрать средства для благотворительности, высвободить накопившиеся эмоции или популяризировать культурные ценности. Профессор психологии из Университета Дьюка Дэн Ариэли (Dan Ariely) отмечает — каждый стремится создать образ хорошего добропорядочного человека1. Участие во флешмобах с благородными идеями — один из простейших способов добиться этой цели.
Выложить картинку в Сеть, сидя на диване, — проще, чем делать что-то в реальном мире. При этом мы получаем немедленное вознаграждение — лайки, репосты и комментарии от наших виртуальных друзей. В 2007 году группа ученых под руководством профессора Школы информатики Мичиганского университета Николь Эллисон (Nicole Ellison) исследовала, как молодежь использует социальные сети. Ученые пришли к выводу — активная деятельность в соцсетях способствует повышению самооценки и уровня удовлетворенности жизнью2.
«Групповые акции дают возможность почувствовать себя причастным к какому-нибудь «важному делу», что всегда повышает самооценку, — поясняет психолог Елена Соломеина. — К сожалению, решая таким образом свои проблемы, многие не обращают внимание на суть флешмоба, на идею, ради которой все затевалось. Это эмоционально-демонстративная составляющая флешмоба. «Я принадлежу к группе небезразличных, помогаю людям и вообще полезен для общества и мира в целом» — в наше время актуальна не столько успешность, сколько демонстрация этой успешности миру.
Интернет позволяет получить результат мгновенно: выложил смешной ролик со своим участием — и ты знаменитость
Участники флешмоба создают иллюзию работы над достижением социально значимых целей. «Однако настоящие изменения, которые доступны человеку в первую очередь, — это изменения его реальной жизни», — говорит психолог Михаил Балакин. Они требуют больше усилий, мужества и решительности, чем публикация истории или выполнение задания в Сети. В отличие от изменений в реальной жизни, во флешмобе не нужно задумываться, что делать.
Создаваемая соцсетями виртуальная реальность — замена реальной активности, подмена жизни, ее симуляция. Играть всегда проще, чем работать по-настоящему. Интернет позволяет получить результат мгновенно: подписал воззвание, рассказал о чем-то интимном, выложил смешной ролик со своим участием — и ты знаменитость. О тебе говорят, тебя обсуждают — персональная минута славы.
2. Стремление к социальной принадлежности
Флешмобы позволяют нам стать частью чего-то большего. Тематические — найти единомышленников, некоторые из которых могут стать приятелями в реальной жизни.
В случае с эмоционально окрашенными флешмобами люди понимают, что они не одиноки в своей беде, и заручаются взаимной поддержкой. Потребность быть частью группы не нова. Выживание наших предков зависело от умения прижиться в обществе. Принадлежность к сообществу повышало шансы на выживание. Изгои погибали. Эти механизмы работают по сей день.
В 2010 году группа ученых под руководством доктора психологии Майкла Бернштейна (Michael Bernstein) из Университета штата Пенсильвания провели исследование в области социальной изоляции. Участников эксперимента разделили на три группы: первой предложили написать эссе о том, как их отвергло общество; второй — о принятии и вовлеченности; третьей — на нейтральную тему. Затем всем участникам показали серию коротких видеороликов с улыбающимися людьми. Испытуемые должны были распознать искренние и фальшивые улыбки. Результаты показали — «отвергнутые» участники преуспели больше всего. Ученые сделали вывод — социальная изоляция активизирует адаптивный механизм, который помогает нам восстановить контакт с сообществом3.
Петь в хоре не так страшно, как выступать соло
Человеку важно чувствовать себя членом какой-либо общности или группы. Это позволяет ему сформировать представление о себе, ответить на вопрос «кто я?». «Включившись в ту или иную общность, человек получает ощущение сопричастности и силы за счет обретения единомышленников», — говорит Михаил Балакин.
«В виртуальном пространстве люди удовлетворяют социальные потребности, — считает психолог Алена Ал-Ас. — Можно без труда примкнуть к группе себе подобных и стать частью чего-то большого. Даже замкнутый, несмелый и одинокий человек находит «друзей», его начинают уважать, к нему начинают прислушиваться».
«Открыто заявить о своих взглядах и чувствах непросто. Когда это делают все, становится легче, — утверждает психолог Елена Соломеина. — Петь в хоре не так страшно, как выступать соло».
3. Возможность самовыражения
Сеть — популярнейшая площадка для творчества. Во-первых, отсутствуют барьеры для входа. Зарегистрировать аккаунт в соцсети может каждый. Нет нужды забираться на трибуну или каким-то иным образом физически привлекать внимание людей. Во-вторых, безграничная аудитория. Возможно, среди ваших знакомых не хватает единомышленников или людей, столкнувшихся с аналогичными проблемами. В Сети они найдутся наверняка.
Эксперт по коммуникациям Алена Август считает, что сетевой круг общения гораздо шире того, что мы имеем в реальной жизни. В Сети можно встретить человека, с которым у вас есть нечто общее, и подкрепить эту связь соответствующими постами. Можно высказать то, о чем вряд ли спросят в повседневной жизни, как в случае с флешмобом #небоюсьсказать. Отсутствие непосредственного физического контакта создает ощущение безопасности. От злобных комментариев никто не застрахован, но тухлыми яйцами точно не закидают.
Флешмоб — групповой психологический тренинг, во время которого человек открыто выражает себя, отбрасывая скованность
«Интернет дарит человеку переживания, которых не хватает в реальности, приносит дополнительный адреналин — и все это на фоне чувства полной безопасности, — подтверждает Сергей Горин.— Интернет создает ощущение избранности и посвященности в тайны».
«В Сети мы реализуем то, на что не хватает духа в реальной жизни, — говорит Алена Ал-Ас. — Это позволяет человеку выразить переживания, справиться со страхом отвержения и получить поддержку, необходимую при решении сложных ситуаций».
«Флешмоб — групповой психологический тренинг, во время которого человек открыто выражает себя, отбрасывая скованность», — считает психолог Елена Соломеина. Это положительно влияет на эмоциональную сферу его жизни.
4. Тяга к подражанию
В самых популярных флешмобах принимали участие известные личности — в движении #icebucketchallenge ледяной водой обливались Вин Дизель, Марк Цукерберг, Стивен Кинг. Нам хочется доказать, что мы не хуже известных личностей. Мы стараемся приблизиться и присоединиться к ним. То же самое происходит, когда во флешмобе участвуют все наши друзья. Мы чувствуем себя обделенными, если не присоединимся к общему движению.
В любой группе находится лидер, яркая креативная личность, который призывает к чему-либо. Группа принимает посыл и реализует его идею, поясняет Алена Ал-Ас. Обычно флешмобы зависят именно от таких ярких личностей.
А вот психолог Валентин Денисов-Мельников объясняет популярность флешмоба тем, что многим проще быть как все. #icebucketchallenge получил такой отклик, потому что немногие решились отказаться, когда им бросили вызов. Им было неловко показать себя трусами и не облиться ледяной водой. Только самые независимые смогли сказать: «Не хочу».
Участвуем во флешмобах
Флешмобы не только привлекают внимание общественности к важным проблемам, но и помогают участникам развлечься или почувствовать себя лучше. Главное — правильный подход к этим мероприятиям.
Помните о главной идее. Прежде чем выложить картинку под популярным хештегом, задумайтесь — действительно ли вы поддерживаете и разделяете идею, которую продвигает флешмоб.
Проверяйте себя на конформизм. Задайте себе вопрос: я участвую в этом, потому что это важно для меня, или мне неуютно быть в стороне от массовой активности?
Думайте о последствиях. То, что однажды выложено в Сеть, остается там навсегда. Раскрытие личной или травмирующей информации может принести облегчение на короткий срок, а потом сменится чувством стыда и сожаления.
http://www.psychologies.ru/self-knowledge/behavior/setevyie-fleshmobyi-zachem-myi-uchastvuem-v-nih/