Перейти к содержанию

КЛУБ РЕГИОНОВ Губернаторам пора начать работать вместе с университетами над ИОТ-стратегиями

В Москве прошел Второй всероссийский ИОТ-слёт для ИТ-команд университетов и компаний-разработчиков (ИОТ – индивидуальные образовательные траектории). 134 делегата из 47 российских вузов и нескольких компаний-разработчиков обсудили отечественные цифровые решения для индивидуализации высшего образования. Соорганизаторы слёта – ИОТ-университет и экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика».  По мнению научного руководителя программы «Приоритет-2030», профессора МШУ «СКОЛКОВО» Андрея Волкова, «сейчас наше образование – легкое и скучное, а должно быть трудным и интересным, и чтобы университету быть конкурентоспособным – ему придется заниматься индивидуализацией, иначе он уйдет с рынка». Это опубличенное мнение вызвало дискуссию в академической среде.

Политконсультант и эксперт по коммуникациям Алёна Август поделилась своим мнением о концепте ИОТ и людях, его реализующих.

«Трансформация и цифровизация высшего образования – то, о чем так много говорят, но большинству все еще непонятно – как именно это будет происходить, и что происходит уже сейчас. Конечно, больше на слуху история с отказом от Болонской системы. Но это вопрос скорее организационный, а не трансформационный. ИОТ – именно о трансформации.

ИОТ (индивидуальные образовательные траектории) лично для меня в мое студенческое время были бы адекватным ответом на желание построить свой путь в профессии. Но тогда все было возможно лишь в рамках жесткого и давно придуманного учебного плана и никак иначе.

Сейчас же ИОТ дает возможность студенту, начиная с первого курса, помимо базовых общих дисциплин («мейджоры») самостоятельно выбирать дополнительные курсы, элективы («майноры»). Уже есть отечественные цифровые платформы для поддержки реализации ИОТ, они помогают проводить массовые выборные кампании, качественно организовывать гибкое расписание, поддерживать проектные активности и видеть траекторию студента «в моменте».  Подмечено, что обучающиеся по ИОТ студенты лучше развивают самостоятельность, самоорганизацию, умение делать важный выбор, склонны брать на себя ответственность. Профиль компетенций «индивидуальной сборки» делает таких студентов более востребованными и конкурентоспособными на рынке труда.

В России амбассадором внедрения ИОТ является ИОТ-университет – образовательная структура, созданная при поддержке ИОТ-консорциума вузов (научный руководитель проекта Андрей Волков), в который входит ТюмГУ, УрФУ, НИЯУ МИФИ, Сеченовский Университет, ТГУ, САФУ, ДВФУ, ТИУ, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», ЮФУ, НГУ, ЯГТУ и ЧГУ – они объединились на базе платформы Мodeus, чтобы совместно внедрять ИОТ в свои рабочие процессы. В университетах консорциума на сегодня – более 150000 студентов, и более 40000 студентов постоянно работают с платформой Modeus (это отечественное ПО).

Уверена, практически каждому хотелось бы в свое время иметь возможность, разобравшись со своими представлениями о профессии, сменить траекторию обучения, и уж точно каждому неглупому студенту хотелось иметь право и возможность выбрать себе курсы по интересам – что-то в дополнение к общеобразовательным и профессиональным курсам. А если еще и иметь возможность еще во время учебы работать над реальными задачами и проектами – то цены б такому высшему образованию не было.

Именно таких выпускников ждут работодатели. По данным недавнего исследования, у представителей крупного и среднего бизнеса много вопросов к выпускникам – и не только с точки зрения нехватки опыта – много претензий к неумению принимать решения и отвечать за них, отсутствию навыков работы в команде и недостаточной широте компетенций.

Но как студенту научиться самостоятельности, если он с первого курса попадает в прокрустово ложе программ, которые ведут его по заданному кем-то маршруту? И если в какой-то момент он разочаровывается в профессии, то путей выхода из ситуации не так много – отчисление как самый простой или учеба без желания чисто ради диплома (мне это кажется сложным и мучительным, а главное – такой специалист не будет вовлечен в работу компании).

Несмотря на то, что в стране работает масштабная программа поддержки университетов «Приоритет 2030» (132 университета из 56 субъектов РФ), направленная на повышение конкурентоспособности России в области образования, науки и технологий, лишь немногие университеты решились вводить ИОТ. Что странно, ведь это один из KPI университета, а, как отметила на слёте директор по маркетингу и коммуникациям НИТУ МИСиС Юлия Шальнева, и реальное конкурентное преимущество университета.

«Когда мы начинали работу в проектных командах, было всего 11 команд, – рассказала на том же ИОТ-слёте проректор по цифровой трансформации ЧГУ Алена Смыслова. – Сейчас, когда их 300, мы поняли, что нам нужно ИТ-решение. Выбрали Мodeus и решаем эту задачу вместе».

Абитуриенту часто сложно разобраться в своих желаниях и возможностях. Выбор профессии чаще продиктован либо родителями, либо окружением. Руководитель программы развития ТюмГУ Надежда Федорова рассказывает: «Мы давали студентам возможность переопределиться. Что вышло: 10% меняют направление подготовки. Когда студенты понимают, чего хотят, они делают переход легко и уверенно. ИОТ дает студентам осмысленное и критическое отношение к образовательной среде. Они начинают оценивать возможности».

Ректор ЯГТУ Елена Степанова подтверждает, что с внедрением ИОТ сократилось отчисление на уровне первых курсов по неуспеваемости, а с необходимостью выбора по свободному учебному плану у студентов развивается способность к самоопределению.

ИОТ неразделим с проектным обучением – студенты работают в проектных командах над реальными задачами реальных компаний, партнеров университета. Это то самое бесшовное образование, внедренное в реальный мир экономики и производства, о котором кругом говорят. Такой подход требует от университета крутой «пересборки» – в наличии должно быть достаточное количество качественных интересных курсов, а педагогам самим надо учиться заинтересовывать ими студентов, как и учиться реальной проектной деятельности, а не имитировать ее.

Я вижу и мощный бонус ИОТ для регионов: таких студентов еще на этапе проектов присмотрят себе региональные компании, а значит, предложат условия и дадут задачи, а самим студентам незачем уезжать из родного региона в столицы, потому что на этапе обучения доступ к курсам лучших лекторов им обеспечит сетевое взаимодействие – еще одна «фишечка» ИОТ. «Умники» рвутся в столицы за лучшим образовательным контентом и возможностями, а вот если такой мотивированный студент получает возможность в своем регионе слушать лучших лекторов (привет, сложное расписание и синхронизация в сетевом взаимодействии), получает возможность работать над реальным проектом в команде, не зависящей от времени и пространства, при этом работая на нужды родного региона – это и обучение служением, и профессиональная самореализация на родине, и сохранение молодых специалистов. Уезжают ведь как ЗА чем-то (интересная работа и образование, уровень жизни, возможности), так и ОТ чего-то (невостребованность, скука, ограниченные варианты применения себя, отсутствие инфраструктуры). Так что губернаторам пора начать работать вместе с университетами над ИОТ-стратегиями.

Да, сложно, потому что это не шаблон, а поиск. Но время шаблонов прошло. Как всегда, вопрос в людях. Тут я соглашусь с определением председателя Совета ИОТ-консорциума вузов Владимира Рахтеенко: «Люди, которым не все равно. А если нам нужны изменения, то нужны именно такие люди».

http://club-rf.ru/opinions/2867