Эксперты исследовали собирательный образ супруги главы региона России
Коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» представил исследование, посвященное собирательному образу супруги российского губернатора. Большинство глав регионов предпочитают не афишировать информацию о своей семье, более чем у половины губернаторов жены занимаются домашним хозяйством и детьми, а вместе с мужем появляются разве что на избирательных участках. К числу жен, чья публичность не зависит от позиции мужа, авторы исследования отнесли всего четырех женщин. По мнению политтехнологов, выстраивание образа супруги губернатора — большая политическая кампания, а губернаторы в России в основном не политики, а высококвалифицированные завхозы.Выйти из полноэкранного режимаРазвернуть на весь экран
Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ
Авторы исследования под названием «Супруги российских губернаторов: коллективный портрет» в период с 2020 по 2022 год изучили открытые данные о 83 женах глав регионов. Еще двое глав — мэр Москвы Сергей Собянин и единственная оставшаяся на сегодняшний день женщина-губернатор Наталья Комарова (ХМАО) — официально в разводе.
Глава холдинга, политконсультант Евгений Минченко пояснил “Ъ”, что идея исследования возникла во время сбора материала для книги о женских образах в современных обществах, в том числе о распространенном в США институте «первых леди»:
«Там ситуации, когда супруга не принимает активного участия в избирательной кампании, редки. Обычно жена политика — мощная составляющая его имиджа. Мы начали изучать, как у нас, и выяснилось, что у нас все по-другому».
Авторы изучали возраст женщин, образование и работу, наличие бизнеса или НКО, социальные сети, а также уровень публичности — как в паре с мужем, так и самостоятельной. Судя по результатам исследования, среднестатистический возраст супруги губернатора — 45 лет, жен помоложе предпочитают главы Башкирии, Тверской, Ивановской и Орловской областей (в их парах разница в возрасте составляет от 14 до 18 лет).
Авторы исследования поделили женщин на категории с точки зрения их публичного позиционирования. 53% жен губернаторов (45 женщин) попали в кластер домохозяек: они не стремятся к публичности, редко оказываются в фокусе внимания СМИ, реже других появляются с мужьями на официальных мероприятиях, заметить их вместе можно разве что на избирательном участке. Типичным представителем такого «кластера» авторы исследования называют супругу губернатора Калининградской области Антона Алиханова Дарья Абрамову.
К деловым женам авторы исследования отнесли 13 женщин. Они, как правило, имеют уникальный медийный образ, связанный с их участием в управлении бизнесом. Типичным представителем здесь названа супруга президента Татарстана Рустама Минниханова Гульсина Минниханова. Авторы исследования отмечают, что она регулярно попадает в рейтинг самых богатых женщин РФ по версии Forbes, с 2008 года руководит крупнейшим в Казани СПА-центром, активно расширяет бизнес, но не дает интервью и лишь иногда появляется вместе с мужем на официальных мероприятиях.
Самая малочисленная категория среди жен губернаторов — независимые женщины: в формировании их образа практически не участвует супруг, они подчеркивают собственные достижения. К этой группе отнесены супруга главы Якутии Айсена Николаева Людмила — финансист в Алмазэргиенбанке, а также Елена Парфенчикова (Карелия) и Ирина Дрозденко (Ленинградская область).
Губернаторские супруги, не попавшие в перечисленные категории, в основном дополняют образ мужа и наращивают его публичность. К числу наиболее активных онлайн авторы отнесли супругу главы Башкирии Каринэ Хабирову — по специальности она врач-ортодонт. Она делится в соцсетях, аудитория которых превышает 85 тыс. подписчиков, впечатлениями от семейных событий, сопровождает мужа в деловых поездках, иногда дает интервью. Супруга губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева Галина не ведет соцсети и не дает интервью, но часто становится объектом внимания СМИ и ходит с мужем на публичные мероприятия.
Авторы исследования приходят к выводу, что в российских регионах полноценный институт «первых леди» не сложился.
«Большинство глав регионов не афишируют информацию о своей семье. Показательно, что по более чем десяти главам регионов в открытых источниках есть только информация о наличии супруги — без детализации»,— говорится в исследовании. Среди причин такой закрытости авторы видят опасения за безопасность своих близких, защиту приватности семьи, отсутствие массового запроса на образ «первой леди» и примеры неудачного использования образа жены российскими политиками.
По мнению политтехнолога Анны Федоровой, у российских политиков есть устойчивый стереотип о том, как однажды крупный отечественный политик начал содействовать публичной активности своей жены, та стала выглядеть независимой и сильной, и это якобы не слишком нравилось людям: «Конечно, я говорю о Раисе Максимовне Горбачевой. Столько лет прошло, а стереотип все жив. Но есть и дополнительные мотивации — например, чувствительность к критике». Госпожа Федорова отмечает, что характеристики жен губернаторов не совпадают с портретом российской избирательницы: «В России в среднем процент домохозяек значительно меньше. Исторически российская женщина — работающая, часто главный источник доходов в семье. Так что вообще-то для образа близкого к людям и простого человека губернатору выгоднее показать избирателям работающую жену».
Политконсультант Алена Август признает, что институт «первых леди» в России не развит: «Наши губернаторы в большинстве своем — не политики, а высококвалифицированные завхозы, перед которыми стоят в первую очередь экономические задачи. А кто жена у завхоза — не так уж важно, видимо». Большая часть избирателей — женщины, а женской аудитории надо правильно преподносить образ надежного человека, добавила эксперт. «Но пока упоминания о женах губернаторов чаще в негативном контексте — например, если она «вдруг» зарабатывает больше мужа или ведет соцсети как инстадива,— говорит госпожа Август.— Становление образа жены губернатора — это большая политическая кампания; надо понимать, как это работает, как правильно развивать соцсети. Но эффективно пользоваться соцсетями еще предстоит самим губернаторам, а не только их супругам».